Похититель невинности

Со стихами -- сюда.
Занимайте очередь по одному стихотворению в треде. Обсуждать могут ВСЕ. Далее решением главврача стихи будут перемещаться или в Операционную, или в Больничный городок.

Модератор: критики

Ответить
Автор
Сообщение
АС Пупкин
санитар
не в сети
Сообщения: 59
Зарегистрирован:
15 июн 2016, 11:06

Похититель невинности

Сообщение » 17 авг 2016, 00:43

Помню нашу прогулку по саду:
День воскресный морозен и светел,
Снова осень черничные гряды
На полях под озимые метит.
Куст рябиновый помню на фоне
Обветшалой, продрогшей аллеи,
Что подобна оправе в иконе
Серебром хрусталей индевеет.
Помню гомон откормленной птицы,
На крыло возложившей заботы,
И озябшего солнца глазницу
Без желтка, будто выклевал кто-то.
Наледь встала былыми дождями.
Мокнут ноги под хрупкой бронёю.
Вряд ли стылой и ветреной даме
Будет прок, если тайну открою.
Наплевать на года и седины,
Наплевать, что замёрз и простужен.
Наступая на хрупкие льдины,
Я ногой дефлорировал лужи.

АС Пупкин
санитар
не в сети
Сообщения: 59
Зарегистрирован:
15 июн 2016, 11:06

Сообщение » 17 авг 2016, 00:47

Добрый вечер, уважаемый Ас!
Ценю Вашу скромность, я имею в виду ник, но по-моему, подобная позиция паче гордости. А впрочем, это не моё дело. Скажу прямо, своими черничными грядами Вы поставили меня в тупик. Что за черничные гряды такие и почему осень их метит под озимые? С трудом я обнаружил, что в некоторых частных садах чернику культивируют, но откуда в частном садоводстве озимые, я так нигде не нашёл. С одной стороны черника не злаки, с другой, поэтическую вольность ещё никто не отменял. Все так, но мне хотелось бы уточнить напоследок, что между полями и садом небольшая разница есть. И все-таки, поля или сад, как бы метафорически его не воспринимать? И ещё одно, не отступает вероломное чувство, что это - не зарисовка с натуры или по живой памяти, а копия с чужой бесфамильной фотографии. Не могу объяснить, почему. Может быть потому, что Вы, Ас, свалили в одну кучу и сады, и поля, и обветшалые аллеи, и рябину, вероятно, позаимствованную из другой фотографии, и кстати, икону с серебристо-хрустальным окладом. Ладно, не фотография, фантазия художника, наделённого немалым дарованием, но абсолютно не взыскательного в выборе средств.

Обветшалой, продрогшей аллеи,
Что подобна оправе в иконе
Серебром хрусталей индевеет.

Между прочим, словарь: индеветь, покрываться инеем. Другими словами, этот глагол не используется с уточняющими дополнениями. Очки заиндевели, ограда заиндевела, ёлки заиндевели ТОЧКА. Алея покрылась серебром, сказать можно, хоть и довольно банально, а вот заиндеведа серебром - звучит оригинальные, но грамматика не позволяет, увы. Что до серебра хрусталей, то это - очень красиво, но перебор! Уважаемый Ас, раньше, во время меча и орала, проверить что либо было непросто. Лермонтов, к примеру, успел умереть, а кости его успели истлеть, прежде чем обстоятельство, что у львицы на хребте нет никакой косматой гривы, стало притчей во языцех. У нас с Вами период полуразоблачения намного короче. А полное разоблачение, с помощью гугла наступает в два счета. Да-а, Михаилу Юрьичу жарко бы пришлось, если бы он поставил своего Демона на стихиру.))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Идём дальше. А дальше нас ждёт загадочное двустишие.
Помню гомон откормленной птицы,
На крыло возложившей заботы.
Откормленная птица - страдательный залог (неплохо звучит, правда? Хоть в песню вставляй. Серебряные свадьбы - горящий уголек, откормленные птицы - страдательный залог). Итак, откормленны эти птички, потому что их кто-то откормил. Обычно так говорят о домашней птице, которая, как нарочно, на крыло никаких забот не берет. Петушки иногда ими хлопают, чтобы привлечь внимание, гуси, защищаясь, но это все. У домашней птицы работают другие части тела, а крылья их хороши только в супе или на барбекю. Дальше, видимо, в продолжение птичьей темы, возникает желток и глагол выклевать. С другой стороны, во фразе "И озябшего солнца глазницу|| Без желтка, будто выклевал кто-то", у меня просто руки чешутся заменить глазницу на глазунью. Не обессудьте.
Над следующей строчкой тоже неплохо бы поработать, но я не знаю как. Какая связь между прошлогодним снегом и былыми дождями, мне известно: русская классическая литература, а вот, когда наледь встает былыми дождями, лично я - пас, в смысле, не знаю, как это? Хрупкая броня - обувь что ли? Красиво, но догадаться сложно. Дальше идёт какая-то стылая и ветреная дама с подмоченной репутацией. О чем эта строчка я не понял, но она прозвучала угрожающе. Вероятно, речь о похищении невинности. С другой стороны, кого сейчас этим удивишь? В известном смысле, современный ребёнок теряет невинность (я не о дефлорации), едва распрощается с подгузниками.
И наконец, последняя строфа, в которой Вы на многое плюете, и хрупкой броней наступая на хрупкие льдины, ломаете их. Лично мне тут вспоминается не лишение девственности, а детская игра: чьё куриное яйцо окажется прочнее. Ас, не смотря на то, что тема Ваша касается физиологии, я чувствую, что Вы не равнодушны к прекрасному. В частности, когда перед Вами стоит выбор между мерой и красивостью, Вы забываете про меру. В связи с этим, мне хочется предложить Вам в качестве десерта стихи поэта, который понимал толк в красоте.

АС Пупкин
санитар
не в сети
Сообщения: 59
Зарегистрирован:
15 июн 2016, 11:06

Сообщение » 17 авг 2016, 00:51

Здравствуйте, Феликс. Прошу прощения за доставленные Вам неудобства. Причиной тому явилась моя неспособность оперативной памяти, удержать информацию о правилах размещения в данном разделе.
Ещё раз повторюсь: весьма занимательно читать Ваши рецензии. В наше время редкость встретить столь внимательного читателя, а умеющего изложить свои мысли по поводу прочитанного – событие из разряда фантастики. Мне очень импонирует манера подачи ваших мыслей, и оспаривать её желания не возникает. Но невозможно отобрать у человека способность мыслить, это, наверное, одна из немногих привилегий, неразрывно сопутствующая личности. И разум, обласканный необоримой мощью процесса, лелеет, рождённоё в нём, сродни собственного ребёнка. Cogito, ergo sum - утверждение Рене Декарта удобряет истину, в которой нельзя усомниться, и заставляет разум, отстраивать здание достоверного знания.

Начну с черничных гряд. Нет, в невозможность понять авторскую задумку, я вполне верю. Но данный текст был заявлен, как стихотворение. И возможность наличия в нём тропов и стилистических фигур, вполне ожидаемо. С чем можно соотнести эти черничные гряды? Вопрос уместный. Вы правы, озимых черничных гряд быть не может ни на полях, ни в саду. Это если отталкиваться от буквального понимания текста. А вот если предположить, что автор в слово черничный вложил понятия цвета – тогда вполне возможно. Вспомните цвет черники. Темно-синяя с белым налётом. Теперь представьте в вдалеке распаханную землю, покрытую инеем. Неправда ли, есть схожесть. Дальше объясню про гряды. Озимыми, как правило, целиком поля не засевают, часть, оставляя под парами. И на следующий год этот процесс меняют местами. Для жителей города не сталкивающихся с этим фактом, это, наверное, откровение. Так вот, когда смотришь издали, на эти вспаханные, геометрически правильные площади, они выглядят не столь масштабными, как на самом деле. И представляются, на общем фоне полей, грядками, имеющими цвет черники, потому, что покрыты инеем.
Теперь о наличии полей в саду. Почему Вы решили, что из сада не может быть видно полей? К примеру сад находится на вершине холма, или наоборот в низине. Вариантов множество. И почему в саду не может быть аллеи? Вполне может быть. Кстати, и рябина там вполне может присутствовать. Нет желания, лезть в инет и приводить примеры классиков. Сад – это не только место где растут плодоносные деревья. Бывает так же ботанический сад, сад цветов, в котором имеют место быть деревья, дабы создать условия тенелюбивым растениям, а так же гармонию интерьера. И я вас, наверное, совсем удивлю, сказав, что бывает сад камней.
Вопрос в другом, а надо ли было подробно описывать в каком саду гулял л.г.? Думаю, в лирическом стихотворении сей момент является лишним. Далее о разметке гряд осенью. Я удивлюсь, если Вы видели распаханные поля под озимые летом или веной. По этой причине можно сделать вывод, что только осень имеет возможность эти поля иметь. Олицетворение – обычный троп в стихах.
Вот и докатился я до свалки в кучу. Извините, Феликс, но здесь без цитирования, я вам о лирическом сюжете объяснить, не смогу. Не хотелось засыпать комментарий кучей терминов, а придется. Я могу это сделать сам, но будет длинно и займёт много времени.
Начну с того, что лирический сюжет не обязан быть прямолинейным и повествовательным. В большинстве случаев он содержит несколько автономных сюжетов. И зачастую лирические стихи оного вообще не содержат. Лирические стихи изобилуют множеством поэтических приёмов и отсылок. Плюс ко всему существует множество поэтических школ и течений, которые придерживаются определённых принципов в построении сюжета и выражении мысли. По этому поводу хорошо выразилась госпожа Негреева А. Д. К проблеме сюжета в лирике И. Бродского. Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.) Вот выдержка из её работы:

“В работе «Анализ поэтического текста» Ю.М. Лотман не дает определения понятию лирического сюжета, но указывает на некоторые его особенности: обобщенность (лирический сюжет, по Лотману, это рассказ о «Событии – главном и единственном, о сущности лирического мира»), «сведение коллизии к некоторому набору элементарных моделей, свойственных данному художественному мышлению» ; лирическому сюжету свойственна повторяемость. Таким образом, Лотман фактически сближает понятия лирического сюжета и метасюжета. Термин «метасюжет» применительно к мениппее использует Альфред Барков, который говорит о метасюжете как о «завершающей эстетической форме всего произведения», которая возникает только при наличии нескольких автономных сюжетов, с помощью которых она формируется. Таким образом, лирический метасюжет мы можем определить как некую инвариантную структуру, которая реализуется в отдельных текстах в своих вариантах – лирических сюжетах отдельных стихотворений. К проблеме лирического сюжета Ю.М. Лотман обращается также в работе «Структура художественного текста», где он говорит о том, что «сюжет и сюжетность являются такой же формой, как и рифма». Ю.Н. Чумаков в статье «Лирика и лирический метасюжет» выражает иную, по сравнению с Лотманом, точку зрения на вопрос о специфике лирического сюжета. Он утверждает, что понятию «лирический сюжет» очень сложно дать определение, так как он «воспринимается сразу и целиком», а основной его характеристикой является вненарративность. Это означает, что лирический сюжет, в отличие от сюжета эпоса и драмы, обладает нелинейной природой и не может быть рассказан. Поэтому лирический сюжет буквально «прорывается» в «местах и точках … соприкосновения текстов», что говорит о его интертекстуальной природе и возможности обнаружить лирический сюжет в том случае, когда присутствует перекличка с каким-либо другим текстом.”

Затрону слово индеветь:
Индеветь, -ею, -еешь; несовершенный вид Покрываться инеем, тонким слоем льда, снега.
Как Вы заметили – это не только покрываться инеем. На мой взгляд вполне синтаксически увязанная метафора. Почему аллея не может покрыться льдом? А лёд нельзя сравнить с серебром хрусталей? Здесь полная для меня загадка.
Перебор? Разве серебро хрусталей и лёд слишком несопоставимы. Вспомнил Афанасия Афанасьевича по этому поводу.

Еще вчера, на солнце млея...
Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и сна,
Себе ни в чем не изменяла
Непобедимая сосна.
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо — все одето
Каким-то тусклым серебром.
Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.
Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.

А вот по поводу откормленной птицы Вы правы. Вернее будет отъевшейся. Да множество синонимов можно употребить. А откормленной здесь потому, что стихотворение это пародия. Хотелось создать ощущение комичности. И есть ещё пара таких моментов, которых Вы не узрели. Желток тоже попался Вам на глаза. Хотя там нет никаких огрех – всё на местах. Тусклое солнце, на которое можно смотреть без специальных приборов, создаёт ощущение глазницы без глаза. Который у солнца желтого цвета. И да – желток придаёт комичности ситуации.
Теперь о наледи вставшей былыми дождями. Представьте себе ситуацию: морозная погода и идёт дождь, да такое бывает, и при ударе замерзает, вот эта наледь встанет идущим дождём. А наледь, вставшая после дождя, при похолодании, будет образована прошедшим дождём. Я удивлён Вашему непониманию. И если речь идет о наледи, то коим образом можно представить хрупкую броню обувью. Обычная метафора, чтобы не повторяться. А дальше объясню Ваше непонимание по поводу стылой и ветреной дамы. Ну на кого тут можно ещё подумать, как не на осень. Ведь в тексте всё повествование о ней, и дам там больше не наблюдается.
Эх, мера, мера. В чем она? Желание создать, более лирический образ, наряду с нелепым финалом?

За стихотворение отдельное спасибо, понравилось. И в общем, за вашу работу. С удовольствием прочёл все комментарии. С чем-то естественно был не согласен, но дело не в этом. Дело во взгляде отличного от своего и хорошо изложенного. И редакции БЛК спасибо за привлечение людей интересных и неординарных.

Ас Пупкин 28.07.2016 15:03 Заявить о нарушении / Удалить
Ув. Ас. Такое впечатление, что Вы, хоть и утверждаете обратное, не читали других рецензий Ф.Г. он там уже несколько раз повторил, что рассказывает о впечатлении читателя, которое может создаться из-за косноязычия авторов.
Вот например, Вы говорите, что в строчках:
И озябшего солнца глазницу
Без желтка, будто выклевал кто-то, - всё нормально.
Но это только на Ваш взгляд. На самом деле в глазнице нет желтка, а только белок и зрачок с радужной оболочкой. Желток моментально ассоциируется с яйцом, преимущественно в виде глазуньи. И так можно по каждому пункту. Если всё перечислять и разжевывать, то жизни не хватит. Попробуйте сами подумать, что имел в виду Ф.Г. , и не доказывайте ему, что в стихах всё можно, потому что так хочет автор. Выбор за Вами.

Сусанна Ланс 28.07.2016 20:47 Заявить о нарушении / Удалить
Сусанна Ланс, Вы меня откровенно насмешили.

" На самом деле в глазнице нет желтка, а только белок и зрачок с радужной оболочкой."

Так я и пишу без желтка. И если следовать Вашей логике, то солнце вообще не глаз. Надо было с этого начинать.

Отзывы Феликса я прочитал все. Я уже писал об этом. И везде он пытается найти нерушимые синтаксические связи, причём прямолинейные и повествовательные. И малейший съезд с накатанной колеи, расценивается, как косноязычие. Поймите, все люди разные и одни и те же слова, вызывают у всех разные ассоциации. Если отталкиваться от вашего мировоззрения - то все поэты должны писать одинаково. Практика показывает обратное. И соль вся, как раз в этом. Специфические обороты создают неповторимый стиль тех же классиков.Вы к примеру никогда не спутаете Есенина с Маяковским. Даже если Маяковский отойдёт от переходных размеров и напишет в силлаботонике.

И читая отзывы Феликса, я заметил, что 99 процентов их построено на поиске прямолинейности и повествовательности. Для этого и разместил выдержку из статьи о лирическом сюжете.И лучшим стихом при таких критериях будет зарифмованная инструкция к стиральной машине.

Ас Пупкин 28.07.2016 23:56 Заявить о нарушении / Удалить

АС Пупкин
санитар
не в сети
Сообщения: 59
Зарегистрирован:
15 июн 2016, 11:06

Сообщение » 17 авг 2016, 00:58

К сожалению не сохранил промежуточный комментарий после моего. Перед тем, как появилась его жена. Тот был самый весёлый.
Критиг по классической схеме объявил: сам дурак, я 50 лет стишки пишу и что ты можешь понимать в колбасных обрезках. :)))

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 18 авг 2016, 23:36

Здесь я на стороне Пупкина.
Тут многабукофф, поэтому прочитал дискуссию по диагонали, но... Я вот не понимаю, почему "малиновый закат" нормально, а "черничные гряды" нет? Что тут ненормального? Учитывая, что это стёб, игра слов с желтком и глазницей солнца -- очень интересная. А строка "Наледь встала былыми дождями" вообще хороша вне каких-то определений стиля. Это и в серьёзной лирике сильная строка. Мне очень понравилось...
Короче, на мой взгляд, это стёб хорошего уровня.

А если подходить с точки зрения "высокой поэзии", то -- да. Палку автор перегнул. Дык... надо ж понимать, что ты оцениваешь на самом деле...

Ответить