Колыбельная вьюги (Юлия Барко)

Модераторы: Алиса Деева, критики

Автор
Сообщение
Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Колыбельная вьюги (Юлия Барко)

Сообщение » 30 июн 2011, 21:55

Колыбельная вьюги.

Заметает всё вьюга вокруг, заметает.
Тонким голосом жалобно так завывает:
Белой шалью деревья в лесу укрывая,
Колыбельную песню она напевает.

И баюкая нежно,вдруг заспорит безумно
С ветром северным снежным,что ей помогает.
А внимая покорно этой музыке шумной,
Околдованный лес под неё засыпает...

Берегись,человек,
Не ходи,когда вьюга лютует,в её царство лесное.
ЗакружИт, обессилит,вконец околдует,не оставит в покое.

Спать уложит, коварная, на холодной постели-
Не успеешь очнуться.
Одеянием щедро укутает чудным -
И не пошелохнуться.
Пролежишь ты под ним до весенней капели,
Уж снега разольются,
Будешь все ты дремать сладким сном беспробудным-
Спать тебе - тебе не проснуться!


Автор - Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 30 июн 2011, 22:03

ОК. Начнём с "вопиющего". С азов. Есть вещи, по которым, эээ... скажем так - начинающий поэт распознается даже без чтения его стихов. Просто беглым просмотром.

Заметает всё вьюга вокруг, заметает.
Тонким голосом жалобно так завывает:
Белой шалью деревья в лесу укрывая,
Колыбельную песню она напевает.


Урок первый. Примитивные рифмы
Их много всяких. Гораздо больше чем хороших. Но прежде всего к ним относятся глагольные рифмы. Это потому что окончания у глаголов строятся весьма единообразно. Рифмовать - одно удовольствие. Обычно люди радостно замечают это свойство глаголов ещё в детсадовском возрасте. Но многие так и пользуются этим до самой старости. Но ни один серьезный редактор, увидив в первом же катрене рифмы "заметает-завывает-укрывая-напевает", дальше стих читать не будет.
(оговариваюсь для ученицы - строго говоря, стихом называется только одна строка, а их совокупность называется стихотворением, но слово это больно уж длинное, поэтому под словом "стих" (или "стихо") я часто подразумеваю не отдельную строчку, а всё "творение" целиком)
Поскольку я вынужден был читать всё целиком, то замечу, что не только начало, а просто всё стихо полностью построено на глагольных рифмах.

Урок второй. Порядок слов
В русском языке порядок слов в предложении не регламентирован. Что опять же очень радует начинающих поэтов - крути как хочешь, лишь бы в размер и рифму попасть. Тем не менее, мы достаточно легко определяем является ли порядок слов естественным или неестественным. Прочитав "Заметает всё вьюга вокруг" вместо "Вьюга заметает всё вокруг", опытный редактор уже понимает с каким "мастером слова" он имеет дело. И если редакторский портфель достаточно полон, то тут же выбрасывает означенный стих в мусорную корзину. Наиболее дотошные, правда, прочитывают ещё несколько слов, чтобы убедиться - а не является ли сия инверсия художественным приемом. В данном случае это чтение убеждает - нет, не является. Автор просто не смог нормально выстроить предложение. Особенно досадно, что это произошло в самом начале.
Ещё примерчик неоправданной инверсии:
Одеянием щедро укутает чудным

Урок третий. Слова-вставки
Эти слова не несут никакой смысловой и/или эмоциональной нагрузки. Являясь по сути пустым местом, они вставляются авторами исключительно для того, чтобы выдержать заданный в стихе размер. Распознаются очень просто - если слово легко уберается из текста и он от этого ничего не теряет, то это "вставка". Автору - штрафной балл.
Один из классических примеров - не к месту употребленная частица "уж". Зараза эта, как я понимаю, пошла от Александра Сергеевича. Но у него-то "ужик" употребляется как раз к месту. В его время это было в точности то, что мы сейчас понимаем под словом "уже".
Есть менее очевидные случаи "вставок". Они какую-то нагрузку несут, но слишком слабую. С ними ещё можно как-то смириться, но для тех, кто хочет писать не абы как и читать не абы что, это всегда сигнал - автор недоработал, автор поленился найти более сильное решение.

Просканируем наш учебный текст на предмет выявления слов-вставок.
Тонким голосом жалобно ТАК завывает
Хочется спросить - КАК "ТАК"? Это слово ТАК что-то здесь проясняет?
Опережая возможный вопрос отвечу. В разговорной практике это довольно распространенный оборот в ответ на вопрос "КАК завывал?" -- "да жалобно так..." Вот эти "да" и "так" вполне уместны для беседы на завалинке. Они тут заменяют неспособность беседующего быстро подобрать нужные эпитеты для уточнения. В стихе эти "так" и тому подобные частицы - однозначная слабость.
Ещё два примера явных "вставок":
УЖ снега разольются,
и
Будешь ВСЁ ты дремать

Менее очевидные "вставки":
И баюкая нежно, ВДРУГ заспорит безумно
Слово ВДРУГ логикой стиха не оправдано.
А внимая покорно этой музыке ШУМНОЙ,
Аналогично. Бесшумная музыка бывает? Значит, автор что-то хотел подчеркнуть словом ШУМНОЙ, но что?? Никаких шумов, кроме "жалобного такого" завывания вьюги в стихе нет.

На следующем занятии ещё немного поговорим о технике и, надеюсь, перейдем к логике стиха.
Вопросы есть? :)

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 01 июл 2011, 14:30

8-) :))) По части рифм тяжкий грех налицо...Глагольные рифмы, заразы, такие соблазнительно напевные! - рифмуй в свое удовольствие,как вы точно заметили :roll: .Знала, конечно, что заслуженно получу за них по шее.
Инверсий тоже, наверное, многовато, они из меня выскакивают то ли в силу привычки, то ли от неумения.
Слова-заплатки - согласна, есть очевидные, вставлены для сохранения размера.
В строчке с "вдруг" мне хотелось передать непредсказуемый характер этой бури ,она ведь переходит от относительного затишья - когда вьюга однообразно метелит и как бы подвывает,но периодически при сильных порывах ветра шум многократно усиливается - к свирепому вою и визгу...Послушала записи с "песней" вьюги -эта такая завораживающая какафония звуков -и решила написать именно " музыки шумной". ):(
Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 13 июл 2011, 18:09

Я не совсем пропал. Немножко разгребусь со срочными делами - и мы продолжим. 8-)

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 14 июл 2011, 11:52

Жду...Изображение
Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 17 июл 2011, 20:45

До основного пока добраться нет сил и времени, поговорим ещё о технике. Тем более, что это актуально и совершенно необходимо. Хотя и не любимая для меня тема...

Урок четвертый. Оформление стиха
Как это не смешно, но восприятие стиха (по крайней мере первое) сильно зависит от его графического представления. Не поленитесь потратить на это время - это знак уважения к читателю. Конкретно к разбираемому стиху. Не ставьте точку в конце названия стиха - это не принято. Не обязательно, но, по возможности, как-то отделяйте название от основного текста - полужирным шрифтом, цветом, набором прописными буквами и т.п. Не ленитесь ставить пробелы после знаков препинания. Это всё кажется мелочным, но, поверьте, пока у Вас нет редакторов, которые всё это выправят за Вас, это важно.
Разбивка на строки. Да, Маяковский писал "лесенкой", да, кто-то вообще вытягивает все в одну строку и неплохо получается. Вам пока рано "играть" с такими вещами. Если уж сильно захочется, то укорачивайте строки, разбивайте их на две-три. Но ни в коем случае не удлиняйте! До поры, до времени.
Это я сейчас хочу плавно перейти к следующему уроку - поговорить о ритме, стихотворном размере.

Урок пятый. Ритм стиха
Начнём с упражнения. Благо, ритм можно не только прочувствовать, но и увидеть. Упражнение простое. Во всех словах есть ударные слоги и безударные. На месте ударного слога рисуем единичку, на месте безударного - дефис. Я показываю это на примере первой строфы, а Вы нарисуете мне всё стихо целиком. После этого продолжим разговор. Итак:

Заметает всё вьюга вокруг, заметает.
Тонким голосом жалобно так завывает:
Белой шалью деревья в лесу укрывая,
Колыбельную песню она напевает.


--1-11--1--1-
1-1--1--1--1-
1-1--1--1--1-
--1--1--1--1-

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

колыбельная вьюги.

Сообщение » 21 июл 2011, 20:47

С оформлением понятно - конечно, тут и мелочи важны. 8-)
Ритм, наверное, еще важнее - без него стихотворение как хромая калека.
Поработала над упражнением:

--1-11--1--1-
1-1--1--1--1-
1-1--1--1--1-
--1--1--1--1-

1-1--1-1-1--1-
1-1--1--1--1-
1-1--1-1-1--1-
--1--1--1--1-

--1--1
1-1-11--1--11--1-
--1--1--1--1-1-1--1-

1-1--1--1-1--1-
1-1--1-
--1--1--1--1-
111--1-
--1111--1--1-
1-1--1-
1-1--1--1--1-
1-11-1-

Вроде, все.


:roll: :
Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 07 авг 2011, 11:38

ОК. Подробней в учебниках по стихосложению, а сейчас пока просто попробуем понять, почему Ваше стихо "не звучит".

Ритм определяется повторяющимися ударными элементами. Ритм стиха задается первой строфой, ритм первой строфы задается первой строкой. Помимо основного ритма могут быть ещё дополнительные шумы. Они могут испортить звуковой рисунок стиха, а могут и украсить. Они могут то появляться, то исчезать. Но основной ритм надо выдерживать, отсутствие в нём ожидаемого удара - это сбой. Это может быть художественным приёмом, например, по ходу стиха мужик узнает, что его любовница беременна, и сердце у него - ёк и пропустило один удар. А то и вовсе реанимацию надо вызывать. Но если причина сбоя в основном ритме менее серьёзна, нежели указанная, то этот сбой - брак стихплёта.

Основной ритм определяется не всеми ударениями в словах, а сильными и слабыми долями в строке. Берем первую строфу и убираем внесистемные ударения:
--1 --1 --1 --1 -
--1 --1 --1 --1 -
--1 --1 --1 --1 -
--1 --1 --1 --1 -
Вот этот элемент --1 называется стопа, 1 - сильная доля, "-" - слабая доля. Стопа трёхсложная, потому что в ней три слога. Стихотворные размеры различают в зависимости от того сколько слогов в стопе и на какой из слогов падает ударение. Три слога, ударение падает на третий - это анапест. Поскольку в строке четыре стопы, то можно ещё уточнить - это четырёхстопный анапест. Помнить эти названия вовсе необязательно (а может даже и вредно), просто надо понять принцип классификации: количество стоп в строке, количество слогов в стопе и на какой именно слог ложится сильная доля (ударение).
Знание этого принципа дает понимание того, почему одни размеры звучат неторопливо и величественно, а другие хороши для дразнилок на соседских мальчишек. Незнание этого принципа приводит к тому, что автор пишет трагические стихи в ритме дразнилок и страшно обижается на читателей, которые не принимают его, написанное "всей душой" (сердцем, печенью, почками, задней левой пяткой...) творение.

А теперь упражнение.
Разбиваете всё стихо на строки по четыре стопы, убираете внесистемные ударения и показываете мне пальчиком, в каких местах у Вас сбоит.
Записать в таком виде хорошо бы не только схемку в "дефис-единицах", но и сам текст. Ибо там вылезет ещё одна проблемка стиха. Если увидите её сами, то укажите.

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 07 авг 2011, 20:54

Задание увидела. : Пока не совсем понятно - но буду разбираться !OOO :wallbash
Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 07 авг 2011, 22:17

Что непонятно - задавайте вопросы. Здесь, в нашем классе, Ваша работа - задавать вопросы, моя - отвечать. Вы можете задавать даже дурацкие вопросы, ибо учитесь. Кстати, "дурацкие вопросы" часто быстрее приводят к истинному пониманию предмета. Я в своё время потерял даром уйму времени стесняясь задавать подобные вопросы...

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 07 авг 2011, 23:12

Какие-то вопросы наверняка будут, просто сначала нужно внимательно всё перечитать, сосредоточившись и не отвлекаясь ни на что. Это вещи ы очень нужные, основа поэтической грамотности. Завтра или послезавтра этим вплотную займусь! 8-)
Юлия Барко

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 15 сен 2011, 00:57

ИзображениеНе прогневайтесь, о Учитель, Изображение на столь долгую задержку домашнего задания. Обстоятельства, увы.
Не вполне уверена, что правильно убрала внесистемные ударения:
--1 --1 --1 --1 -
--1 --1 --1 --1 -
--1 --1 --1 --1 -
--1 --1 --1 --1 -

--1--1---1--1-
--1--1--1--1-
--1--1---1--1-
--1--1--1--1-

--1--1--1--1-
-1---1--1---1
--1--1--1---1-
-1-

--1--1----1--1-
--1--1---1--1-
-1--1---1--1-

--1--1--1--1-
--1--1---1--1
--1--1-1----1-

Берегись,человек,не ходи когда вьюга лютует
,в её царство лесное. ЗакружИт, обессилит
вконец околдует,не оставит в покое.


Спать уложит, коварная, на холодной постели-
Не успеешь очнуться. Одеянием щедро
укутает чудным -И не пошелохнуться.
Пролежишь ты под ним до весенней капели,
Уж снега разольются, Будешь все ты дремать
сладким сном беспробудным- Спать тебе
- тебе не проснуться!
По-моему, в первых двух четверостишиях сбоев ритма нет.
Потом он, конечно, становится довольно запутанным - и на слух ощущается, и на схемке видно. Он меняется иногда в угоду содержанию , смыслу стихотворения.. Можно ли так, нельзя - я не знаю. Здесь для меня было важно содержание.
Последние стихи я сочиняла на слух, отсчитывая количество слогов и на слух, по крайней мере, получилось гладко. Это раннее стихотворение.В общем, я не совсем понимаю, как можно, а как совсем нельзя. То, что вы привели из теории, кажется понятным, когда читаешь, а на практике...
Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 15 сен 2011, 22:31

Юлия Барко писал(а):Не прогневайтесь, о Учитель, на столь долгую задержку домашнего задания. Обстоятельства, увы.
Не проблема. Все мы люди занятые и я сам переиодически надолго исчезаю по разным житейским обстоятельствам.
Сейчас чуть-чуть времени есть, но только чуть-чуть, поэтому не могу погрузиться глубоко, а сделаю несколько примечаний по верхам.
Юлия Барко писал(а):По-моему, в первых двух четверостишиях сбоев ритма нет.
По отдельности - нет. Но по рисунку явственно видно, что эти четверостишия разные по ритму. Сие есть нехорошо! (см.дальше)
Юлия Барко писал(а):Потом он, конечно, становится довольно запутанным - и на слух ощущается, и на схемке видно. Он меняется иногда в угоду содержанию , смыслу стихотворения.. Можно ли так, нельзя - я не знаю. Здесь для меня было важно содержание.
Последние стихи я сочиняла на слух, отсчитывая количество слогов и на слух, по крайней мере, получилось гладко. Это раннее стихотворение.В общем, я не совсем понимаю, как можно, а как совсем нельзя. То, что вы привели из теории, кажется понятным, когда читаешь, а на практике...
Здесь ситуация такая. В поэзии нет догматических установок "как можно, а как совсем нельзя". Можно всё, если это по-настоящему "торкает" читателя. Но на фазе ученичества такая установка работает. Если хотите чего-то достичь в будущем, то сейчас Вам СОВСЕМ НЕЛЬЗЯ во втором и последующих четверостишиях менять стихотворный размер заданный в первом четверостишии.
Пока не научитесь "на автомате" придерживаться заданного ритма, то каждый раз, написав стихотворение, полстихотворения, четверть - сколько получается "на одном дыхании", садитесь и рисуйте эту схемку с ударениями.
Сколько Вам потребуется на это времени - не знаю. Двадцать четко написанных стихов, пятьдесят, сто... Лично я, как бы уже и давно прошёл эту фазу, но периодически сталкиваюсь с ситуацией - на слух что-то не так, а что именно - понять не могу. Сажусь и рисую схемку. Помогает...
Ещё. Я выше сказал 20, 50, 100 стихов. Тут речь идёт о стихах "виртуальных". Много хороших стихов не бывает. Настройтесь сразу на то, что 9 из 10 своих стихов Вы сразу будете отправлять в мусорную корзину. Даже показывать никому не надо. Если не сумеете в себе подавить жалость к этим "9 из 10", то никогда ничего путного не напишете. Не верите мне, так есть слова Евтушенко, который назвал 90 процентов своих стихов мусором. Он прав. Но он вынужден был их оставлять - он же этим на жизнь зарабатывал. Вы живете на гонорары от стихов? Сильно сомневаюсь. И я не живу. Поэтому плодить мусор нам с Вами вообще нет смысла...


Маленько погодя перейдем к основным урокам - смысловому содержанию и форме его подачи. Пока на примере этого стиха поподробней, а потом пройдемся по остальным чуть побыстрей.

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 15 сен 2011, 23:40

Согласна. Чувство ритма нужно довести до автоматизма и строго за ним следить - над этим необходимо работать. Хорошими все стихи подряд, конечно, не бывают, лишь иногда, в общей массе, вдруг вызревает что-то стоящее, непонятно даже, от чего это зависит.
Мне, правда, кажется, что даже в неудачных, бросовых стихах могут найтись интересные мысли, задумки, речевой материал, они могут пригодиться как сырьё для работы- надо откладывать их в отдельную копилку - вдруг потом и правда пригодится? 8-)
Буду работать над ритмом 8-)
Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 16 сен 2011, 11:56

Юлия Барко писал(а):Мне, правда, кажется, что даже в неудачных, бросовых стихах могут найтись интересные мысли, задумки, речевой материал, они могут пригодиться как сырьё для работы- надо откладывать их в отдельную копилку - вдруг потом и правда пригодится? 8-)
Нет возражений. Это хороший черновой материал. Если над ним периодически размышлять, то в какой-то момент количество обязательно перерастет в качество. И Вы начнете писать стихи, в которых каждая строка будет на уровне лучших строк черновиков. 8-)

Ответить