Насчет "взращивания" ничего не скажу, это ведь дело не одного дня. Просто мне хотелось бы,
чтобы ты об этом помнила.
2. Перебор с восторженностью… Здесь я набираюсь наглости робко поспорить с великим Учителем.
Читатель вообще-то бывает разный. Бывает сдержанный и «закрытый». А бывает искренний и восторженный, как я.
Во как!
Ну да, ну да... Нет, то что споришь, это очень хорошо.
Это, скажем так, субъективный момент. Но для меня лично одно из важнейших чувств человека -
чувство меры. В этом стихе 24 строчки восторга. Всё. Ничего кроме восторга. Хорошего, искреннего
восторга. Но только его. Твою позицию я понимаю. А читателя?..
Что я хотела бы, чтобы чувствовали читатели?..
Ну, это сложный вопрос... Для этого лучше, конечно, сначала послушать произведение, а потом уже прочитать стих.
Но мне кажется, что простые, искренние чувства, описанные в нём, должны быть понятны каждому.
Понимаешь в чем фишка. Действительно, чувства просты и понятны каждому. ПОНЯТНЫ. Он видит, что
ты получила удовольствие. Он способен порадоваться за тебя. А дальше?.. Вот все-таки скажи мне
какие чувства должно вызвать это стихотворение у читателя?
Для простоты грубый такой пример. Тебя на улице хватает за рукав приятельница и начинает восторженно
рассказывать тебе о том, какое замечательное блюдо она ела вчера в ресторане. И какое оно было нежное,
и как таяло во рту, а какого изумительно-аппетитного цвета, и так вот она красиво маленькими кусочками
отрезала его изящным ножичком и отправляла в рот... Какие чувства ты испытаешь?
Нет, «с холодным носом» не стоит писать стихи, кто ж тут спорит.Ну, что я могу с собой поделать, если я именно ТАКАЯ и есть, как этот самый, глупый червячок-дурачок!
Такова уж моя ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, И для стихов, для самовыражения, я думаю, это не самое плохое качество.
Мне кажется, было бы гораздо хуже, если бы мои вирши писались мной «с холодным носом».
Когда я читаю чужие стихи, я иногда только лишь за искренность и открытость автора могу простить ему всё:
и техническое несовершенство, и ляпы с косяками. Конечно, если это не совсем уж явная графоманщина.
И ты заучишь его наизусть вместе со всеми ляпами и косяками? И ты будешь читать его каждый раз перед сном?
И ты прочтешь его гостям во время праздника? И ты вспомнишь его, когда тебе будет плохо или, наоборот,
когда у тебя душа будет петь? И это только потому что оно искреннее и открытое???
3. Длинные строки… Я ж не говорю, что ты пишешь только так. Да и ничего в этом смертельного нет.
Просто в этом случае сами строки должны быть пособраннее, почетче, чем обычно. Ритм и рифма это
что-то вроде скелета. Они "держат" стих. А остальное -- чувства, мысли, образы -- это типа мясо
на этом скелете. Поэтому длинные строки без четкой внутренней организации делают "тело" рыхлым,
аморфным. И, в частности, вопрос цезуры...
4. Что касается цезуры, то меня, конечно, немного шершавят эти четыре «неправильных» строчки,
но только когда начинаю смотреть на них отдельно, холодным глазом, без контекста.
И правильно, что шершавят. Согласись, что у тебя стих-чувство. а не стих-мысль. Да ещё и о
музыке. Он сам должен быть как музыка. Ты прощаешь фальшивые ноты при исполнении музыкальных
произведений?
И в заключении нашего урока два наводящих вопроса, как задание на дом. Какое время суток в твоем
стихе? Чей сын исполняет ноктюрн?