Школа остроумия
Модераторы: Игорь Криштафович, критики
Автор
Сообщение
-
Игорь Криштафович
- санитар
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован:
22 мар 2007, 21:59 - Откуда: Seattle
- Контакты:
Школа остроумия
Рад приветствовать вас на страницах гостеприимной и дружелюбной Литлечебницы.
В этом разделе я попытаюсь научить вас делать остроумные произведения из неостроумных, смешные из плоских, весёлые из заунывных.
Вы полагаете, что это невозможно? Как бы не так!
Нет ничего невозможного для науки.
Если у вас есть терпение, ознакомьтесь с разработанной мной Теорией Юмора - первой научной работой, в которой даётся, наконец, разгадка тайны смешного.
Вы можете найти её на моём сайте
www.humortheory.com
Присылайте свои произведения, мы будем терпеливо исследовать их, разбирать по косточкам, а затем складывать скелетики таким образом, чтобы из неказистой серой мышки получился забавный пушистый тушканчик.
Научившись острить, вы повысите свой социальный статус и получите большее удовольствие от своих же сочинений.
В этом разделе я попытаюсь научить вас делать остроумные произведения из неостроумных, смешные из плоских, весёлые из заунывных.
Вы полагаете, что это невозможно? Как бы не так!
Нет ничего невозможного для науки.
Если у вас есть терпение, ознакомьтесь с разработанной мной Теорией Юмора - первой научной работой, в которой даётся, наконец, разгадка тайны смешного.
Вы можете найти её на моём сайте
www.humortheory.com
Присылайте свои произведения, мы будем терпеливо исследовать их, разбирать по косточкам, а затем складывать скелетики таким образом, чтобы из неказистой серой мышки получился забавный пушистый тушканчик.
Научившись острить, вы повысите свой социальный статус и получите большее удовольствие от своих же сочинений.
Последний раз редактировалось Игорь Криштафович 07 май 2007, 02:43, всего редактировалось 1 раз.
-
Игорь Криштафович
- санитар
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован:
22 мар 2007, 21:59 - Откуда: Seattle
- Контакты:
Из представленных в теме "Брудершавки 24" стихотворений я отобрал для анализа два.Правила простые: предлагается две стихотворные строки, к которым остальные на свое
усмотрение дописывают две, на их взгляд, недостающие. Там как бы нет требования, чтобы
они обязательно были остроумные, это может быть философское продолжение, просто
жизненное наблюдение и т.д. Можно какую-то классификацию
произвести, объяснить в чем ребята не правы...
Пока для затравки сами варианты одной из таких брудершавок.
Исходно были заданы две строки:
"Судьба нас часто бьёт, и чёрт бы с ней.
Уже прошли мы жизненную школу."
И вот как ребята умудрились их испортить.
*
Судьба нас часто бьёт, и чёрт бы с ней.
Уже прошли мы жизненную школу.
Но во сто крат опасней нам - елей,
И мы предпочитаем пепси-колу.
* * *
.......................
.......................
Судьба нас часто бьёт, и чёрт бы с ней.
Уже прошли мы жизненную школу.
Здесь важно, чтобы била не точней,
Чем сборная России по футболу.
Мне понравились оба, но первое показалось более философичным, а второе - более остроумным.
Ниже сделана попытка показать, как, не меняя смысла, можно превратить остроумное четверостишие в неостроумное и наоборот.
Начнём с более лёгкой задачи: испортим остроумное стихотворение.
Заменим в нём только одно слово:
Судьба нас часто бьёт, и чёрт бы с ней.
Уже прошли мы жизненную школу.
Здесь важно, чтобы била не точней,
Чем сборная Алжира по футболу.
Прочтя это четверостишие, вряд ли кто-то улыбнётся, хотя смысл остался абсолютно прежним - футбольная сборная Алжира ничем не лучше сборной России. Текущее место в рейтинге ФИФА - 78-е, а российская сборная ещё недавно была только 40-й. Казалось бы, должно быть ещё смешней, ан, нет - смех куда-то исчез.
Тот же результат, кстати, получим, заменив слова «по футболу» на «по гандболу» или на «сборная РФ по волейболу».
Теория Юмора позволяет уверенно пояснить снижение эффекта смешного (ниже).
Теперь рассмотрим первое из выбранных четверостиший. Оно мудрее и глубже, чем второе, но мне лично представляется не очень смешным.
Судьба нас часто бьёт, и чёрт бы с ней.
Уже прошли мы жизненную школу.
Но во сто крат опасней нам елей,
И мы предпочитаем пепси-колу.
В последних двух строчках имеется некоторая «загадка», отличающая остроумную мысль от плоской, а именно – ссылка на рекламный лозунг «молодое поколение выбирает пепси", но ссылка эта совсем не сложна и не совсем оправданна. Елей – это оливковое масло, которое не пьют даже при сильной жажде, а пепси-колой не мажут лбы даже в минуты сильной духовной потребности.
Попробуем заменить и здесь минимальное количество текста, не меняя авторского замысла. Вспомним, с каким ещё действием ассоциируется «елей» и попробуем написать так:
Судьба нас часто бьёт, и чёрт бы с ней.
Уже прошли мы жизненную школу:
Узнали, чем опасен нам елей
И те, кого им мажут на престолы.
Здесь элемент «загадки» несколько заковыристее, что делает удовольствие от её разгадки более острым.
Нельзя утверждать, что при чтении этого варианта читатели будут хвататься за животы и кататься по полу от смеха. Но всё же остроты или остроумности здесь чуть-чуть больше.
Понимаю, что у большинства поэтов и юмористов сама попытка объяснить эффект от юмористического произведения математически может вызвать отторжение.
Но это – именно то, что мы проделали выше.
Между тем, формула смешного очень, ну, просто предельно проста:
ЭЮ = ЛС * С/Тр,
где ЭЮ – эффект от шутки,
ЛС – личная сопричастность читателя к предмету шутки,
С – сложность задачи и
Тр – время, затраченное на разрешение задачи.
В первом случае мы просто уменьшили коэффициент ЛС, заменив сборную России, успехи которой мы принимаем близко к сердцу, на сборную Алжира, которая нам абсолютно безразлична. Величина произведения в формуле смешного упала практически до нуля, так как ЛС стало равным нулю.
Во втором случае мы увеличили степень трудности загадки С, оставив время Т на её разрешение практически таким же. Поэтому величина произведения ЭЮ увеличилась.
Эффект стал большим, шутка – более остроумной.
Как эта формула была выведена и почему она работате - читайте здесь:
www.humortheory.com
Простите, а свои ученические варианты можно?
В смысле варианты обмозговывания?
Во втором случае, когда "усмешняли", мне показалось, что степень трудности загадки не увеличилась, а уменьшилась, потому что сразу представились... извините... наши президенты. Вловесно - да, как бы труднее продираться, но ассоциативное мышление выдало ответ на "загадку" гораздо быстрее, чем на "елей - пепси-кола". А потому действительно смешнее.
Надеюсь, моё восприятие и его осмысление не пошатнуло Вашу теорию?
В смысле варианты обмозговывания?
Во втором случае, когда "усмешняли", мне показалось, что степень трудности загадки не увеличилась, а уменьшилась, потому что сразу представились... извините... наши президенты. Вловесно - да, как бы труднее продираться, но ассоциативное мышление выдало ответ на "загадку" гораздо быстрее, чем на "елей - пепси-кола". А потому действительно смешнее.
Надеюсь, моё восприятие и его осмысление не пошатнуло Вашу теорию?
Тяжёлая форма аллергии на графоманов
-
Игорь Криштафович
- санитар
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован:
22 мар 2007, 21:59 - Откуда: Seattle
- Контакты:
А у нас с Подругой есть такая игрушка: задаём друг другу тему и 5 опорных слов, которые должны как можно меньше к теме подходить. За 2,5 минуты нужно написать стишок на заданную тему, включив в него все опорные слова.
Вот один из примеров.
Воспоминания колхозника Васи о студентах, присланных "на картошку". Тема - в названии. Опорные слова: параллелограмм, гиперсексуальность, марьяж, аллитерация, сантиметр.
"Сейчас лопаты и мешки раздам."
Студентики в беретиках из фетра
Припёрли в поле параллелограмм
И дружно измеряли сантиметром.
"Сгниёт ведь урожай!" - синею аж.
Студенты - не колхозная ментальность:
На борозде затеяли марьяж
И проявили гиперсексуальность.
"Увянет без питанья всё в штанах!
Собрать картоху нужно постараться!"
Я дружным хором громко послан нах,
И долгим эхом - хвост аллитераций...
Вот один из примеров.
Воспоминания колхозника Васи о студентах, присланных "на картошку". Тема - в названии. Опорные слова: параллелограмм, гиперсексуальность, марьяж, аллитерация, сантиметр.
"Сейчас лопаты и мешки раздам."
Студентики в беретиках из фетра
Припёрли в поле параллелограмм
И дружно измеряли сантиметром.
"Сгниёт ведь урожай!" - синею аж.
Студенты - не колхозная ментальность:
На борозде затеяли марьяж
И проявили гиперсексуальность.
"Увянет без питанья всё в штанах!
Собрать картоху нужно постараться!"
Я дружным хором громко послан нах,
И долгим эхом - хвост аллитераций...
Тяжёлая форма аллергии на графоманов
-
Игорь Криштафович
- санитар
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован:
22 мар 2007, 21:59 - Откуда: Seattle
- Контакты:
Да, за 2,5 минуты такое написать не всякому дано.
Мои аплодисменты.
И - алаверды!!!
Пусть во дворе – чугунный умывальник,
Неделю не подходят к утюгу,
Но степень ихних чувств санти ... ментральных...
Я сантиметром вымерить могу.
С мешком и сапкой вместо готовальни,
Забыты душ, дезодорант и фен.
Всей группой ищут гипер... сексуальный
Картофельный кубический трёхчлен.
А в перерыв, под визги пилорамы
Гуляют в поле наших поварих,
Где чертит трактор паралелльно... граммы...
Картошки нет!!! Все сочиняют стих.
Аллите... как? ...терация... Туда же!
Учёные, блин, не изюма фунт.
Но, тьфу! Такой марьяж творят на пляже...
...........................................
Ура, успел. 150 секунд.
Мои аплодисменты.
И - алаверды!!!
Пусть во дворе – чугунный умывальник,
Неделю не подходят к утюгу,
Но степень ихних чувств санти ... ментральных...
Я сантиметром вымерить могу.
С мешком и сапкой вместо готовальни,
Забыты душ, дезодорант и фен.
Всей группой ищут гипер... сексуальный
Картофельный кубический трёхчлен.
А в перерыв, под визги пилорамы
Гуляют в поле наших поварих,
Где чертит трактор паралелльно... граммы...
Картошки нет!!! Все сочиняют стих.
Аллите... как? ...терация... Туда же!
Учёные, блин, не изюма фунт.
Но, тьфу! Такой марьяж творят на пляже...
...........................................
Ура, успел. 150 секунд.
Да-да-да, именно такого разговора я и хотел. Спасибо, Игорь!Игорь Криштафович писал(а): Из представленных в теме "Брудершавки 24" стихотворений я отобрал для анализа два.
Мне понравились оба, но первое показалось более философичным, а второе - более остроумным.
Ниже сделана попытка показать, как, не меняя смысла, можно превратить остроумное четверостишие в неостроумное и наоборот.
................................................
................................................
Во втором случае мы увеличили степень трудности загадки С, оставив время Т на её разрешение практически таким же. Поэтому величина произведения ЭЮ увеличилась.
Эффект стал большим, шутка – более остроумной.
Как эта формула была выведена и почему она работате - читайте здесь:
www.humortheory.com
Именно такие анализы очень наглядно демонстрируют важность подбора именно того, самого точного слова, от которого зависит степень воздействия текста на читателя. Интуитивно мы это как бы все понимаем, но, тем не менее, регулярно приходится натыкаться на некие "размышления", в которых звучит мысль, что, скажем, в стихах важно настроение, а типа какие там слова и как они расставлены -- дело десятое. Бред. На примере юмора это очень хорошо видно -- чуть сдвинулся и всё, уже не смешно. Так и в стихах ведь также, только эффект не так заметен.
Кстати, и приведенную формулу можно, я думаю, обобщить. И к стихам написать аналогичную. Разумеется, все это несколько условно, но многие вещи позволяет прочувствовать четче, подойти к ним более системно.
-
Игорь Криштафович
- санитар
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован:
22 мар 2007, 21:59 - Откуда: Seattle
- Контакты:
Спасибо, я пытался найти формулу для стихосложения на последних страницах Теории Юмора, но продвинулся не очень далеко.
В одном уважаемом сетевом Альманахе был недавно затеян разговор об абсолютно гениальном стихотворении. На "конкурс" было выставлено много произведений разных авторов. Когда же дело дошло до обсуждения любимых произведений, никакого анализа не получилось - сплошная вкусовщина.
Формализация юмора, несмотря на субъективность оценки, всё-таки возможна.
Давайте попробуем ещё на каких-нибудь примерах.
В одном уважаемом сетевом Альманахе был недавно затеян разговор об абсолютно гениальном стихотворении. На "конкурс" было выставлено много произведений разных авторов. Когда же дело дошло до обсуждения любимых произведений, никакого анализа не получилось - сплошная вкусовщина.
Формализация юмора, несмотря на субъективность оценки, всё-таки возможна.
Давайте попробуем ещё на каких-нибудь примерах.
Ну вот ещё пример. Стишок даже на конкурсе победил. Но мне не кажется смешным:
Пламя страсти
Пламя страсти - мука науки,
Я киплю, как котёл на треноге.
Да, пытаюсь взять себя в руки,
Но на ум приходят лишь ноги.
Как хотелось бы ноги сделать!
Догоняют страстные искры.
Твои ноги, лохматые, белые -
В моё сердце дуплетом выстрел.
Твои ноги, в ходьбе небыстры, -
"До чего ж ты красив, проклятый!",
И походка кавалериста -
Как наследие от Пилата.
Я хочу считать себя Низой,
Только разве позволят боги?
Страстным пламенем вся облизана,
Догораю и вижу - ноги!Как бы его усмешнить?
Пламя страсти
Пламя страсти - мука науки,
Я киплю, как котёл на треноге.
Да, пытаюсь взять себя в руки,
Но на ум приходят лишь ноги.
Как хотелось бы ноги сделать!
Догоняют страстные искры.
Твои ноги, лохматые, белые -
В моё сердце дуплетом выстрел.
Твои ноги, в ходьбе небыстры, -
"До чего ж ты красив, проклятый!",
И походка кавалериста -
Как наследие от Пилата.
Я хочу считать себя Низой,
Только разве позволят боги?
Страстным пламенем вся облизана,
Догораю и вижу - ноги!Как бы его усмешнить?
Тяжёлая форма аллергии на графоманов
Вот может на этом примере и попробовать? Я тут, правда, пока плохо понял что к чему.Левенталь писал(а):Ну вот ещё пример. Стишок даже на конкурсе победил. Но мне не кажется смешным:
Пламя страсти
Пламя страсти - мука науки,
Я киплю, как котёл на треноге.
Да, пытаюсь взять себя в руки,
Но на ум приходят лишь ноги.
Как хотелось бы ноги сделать!
Догоняют страстные искры.
Твои ноги, лохматые, белые -
В моё сердце дуплетом выстрел.
Твои ноги, в ходьбе небыстры, -
"До чего ж ты красив, проклятый!",
И походка кавалериста -
Как наследие от Пилата.
Я хочу считать себя Низой,
Только разве позволят боги?
Страстным пламенем вся облизана,
Догораю и вижу - ноги!Как бы его усмешнить?
И ещё, я, к сожалению, не могу выкроить время перечитать теорию (читал уже давно), поэтому могу ляпнуть что-то не то, но в этой формуле:
----------------------
ЭЮ = ЛС * С/Тр,
где ЭЮ – эффект от шутки,
ЛС – личная сопричастность читателя к предмету шутки,
С – сложность задачи и
Тр – время, затраченное на разрешение задачи.
-----------------------
по-моему, можно добавить сомножитель. Или вернее "сложность задачи" надо разложить на сомножители. Собственно "сложность" и "степень парадоксальности". Мысль такая, что степень парадоксальности/неожиданности может быть велика, но сложность задачи мала и наоборот. Скажем, в анекдотах с игрой слов часто парадоксальность велика, а сложность нет, поскольку все это на слуху, а в "ситуативных" чаще наоборот... Или нет... Надо подумать. И вообще хочется накрутить какое-нибудь суммирование, интегрирование и т.д.
-
Игорь Криштафович
- санитар
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован:
22 мар 2007, 21:59 - Откуда: Seattle
- Контакты:
Воланд писал(а):Левенталь писал(а):Ну вот ещё пример. Стишок даже на конкурсе победил. Но мне не кажется смешным:
Пламя страсти
Пламя страсти - мука науки,
Я киплю, как котёл на треноге.
Да, пытаюсь взять себя в руки,
Но на ум приходят лишь ноги.
........................................
........................................
Страстным пламенем вся облизана,
Догораю и вижу - ноги!
Как бы его усмешнить?
Попробую на днях, как освободится окошко в потоке времени.
Формулу юмора можно и нужно совершенствовать и усложнять, но боюсь, что это отпугнёт большинство пользователей-гуманитариев, которых знак умножения ввергает в тихую панику.