Созвучности

Здесь можно получить консультацию по конкретной болячке. Размещайте отрывки стихотворений, которые вызывают у вас серьёзные сомнения. Помощь добровольцев приветствуется.

Модератор: критики

Автор
Сообщение
ОвеланаварпС
санитар
не в сети
Сообщения: 143
Зарегистрирован:
28 июн 2008, 20:47
Откуда: Красноярск

Созвучности

Сообщение » 09 дек 2009, 09:12

Последнее время очень "удачно" мне попадались стихи разных авторов (и пара песен), в которых присутствовали, так сказать, "каковые" созвучности.

Некоторые из них я зачем-то ):( попробовал обыграть :roll: :

***
Ты беги играть во двор
С Пашкой, Сашкой,
Но сначала будь добёр
Съешь-ка кашку.

***
В темпе вальса, в ритме танго,
Взад-вперёд и поперёк
Надо мной летал как ангел -
Неизвестный мне зверёк.

***
Шелестя листвой и воя, ветры дули,
Ручеёк журчал, и пело всё окрест.
Но шумела голова моя, как улей,
Заглушая тот естественный оркестр.

***
Души моей да не иссякнут силы,
Пока кивают мне берёзы и осины.

***
За проделки, за его, природно пёсьи,
Бедолагу ПалканА хозяин бросил.
И отныне пил из луж и ел он как и
Все дворовые, немытые собаки.

***
Не отмыть - пропахли потом трудодни..
Да и ты, небось, устал... как они!


После этого с одним человеком у меня начались дискуссии по этому поводу. Мы немного отошли от "каковости", и взяли проблему целиком.

Из выше представленных:
"Шелестяли, ветры-Дули (или ВЕТРОДУЛИ)", "ипело всё..."

Был приведён пример из классиков:
"В их утренней заре..." -"кто такая "Вихутра"?"

Потом одно из моих:
"Отдыхаю на полке вагона плацкартного
Без штанов, словно в доме своём на диване я". (надевания)

Вот, мне стало интересно: насколько сильно можно к подобным вещам прикапываться, если говорить о критике. Насколько паразитными они являются.

Для удобства разделил созвучности на группы:

1) Несуществующие слова:
"шелестя ли..", "ветры дули", "в их утре..." ...

2) Существующие слова:
"на диване я" ....

3) "Каковые"
"как и", "как амуры", "как улей" ...

4) Матерные: :oops:
"в их улье", "без детства", "без даты", "и пали" ...

Может, конечно, где-то подобная тема уже обсуждалась, буду благодарен за ссылочки..

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 09 дек 2009, 11:00

Вот это вот -- очень интересная тема разговора! И подборка интересная.
Я попытаюсь собраться с мыслями и что-то сказать про своё вИдение..

А пока - можно я утащу вот это к себе в Игровую? С соответствующими почестями (ссылками :) ), разумеется.

ОвеланаварпС
санитар
не в сети
Сообщения: 143
Зарегистрирован:
28 июн 2008, 20:47
Откуда: Красноярск

Сообщение » 09 дек 2009, 12:34

Тащить это можно куда угодно 8-)

По поводу, пунктов 3) и 4) я даже не сомневаюсь - с употреблением таких созвучий можно нагородить глупостей, но иногда весёлостей. :roll:

Свои примеры с пунктом 3) я уже приводил.. 8-)

А вот с пунктом 4) в мозгу вертятся забавные варианты, как из чего-то относительно серьёзного можно сделать глупость, с совершенно другим смыслом:

Нечто вроде:

"Шли строи иноземцев,
Французов или Немцов.
И пали наши деды на войне."

или

Слетается к соседям весь бомонд -
Галдящая, жужжащая орава.
В их улье нынче сделали ремонт. (?)
Спать невозможно, шумно, Боже правый..

:wallbash

А вот с пунктами 1) и 2) - уже сложнее... Должна быть некая грань между "дозволенным" и "перебором"... А вот где она? ):(

ОвеланаварпС
санитар
не в сети
Сообщения: 143
Зарегистрирован:
28 июн 2008, 20:47
Откуда: Красноярск

Сообщение » 09 дек 2009, 16:55

Вот же блин, зациклишься на одной вещи, и она со всех сторон лезет...

Ещё один экземпляр встретил. Или я уже сильно придираюсь?

"Облака как лебеди по небу"

"Облакака" или всё же нет? ):(

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 09 дек 2009, 19:18

Ага. Спасибо! 8-)
А грань... да как обычно - вопрос вкуса и уровня требовательности к тому, что делаешь...

Медея
Аватара пользователя
стихорентгенолог
не в сети
Сообщения: 847
Зарегистрирован:
27 апр 2007, 20:08
Откуда: Jerusalem
Контакты:

Сообщение » 09 дек 2009, 23:11

Воланд писал(а):Ага. Спасибо! 8-)
А грань... да как обычно - вопрос вкуса и уровня требовательности к тому, что делаешь...
Вот-вот! Любой из приведённых пунктов (даже 4) можно замечательно обыграть. Если делать это намеренно и с умом. В противном случае получим не менее замечательную оговорку по Фрейду - но это уже не имеет к литературе никакого отношения. ;)

ОвеланаварпС
санитар
не в сети
Сообщения: 143
Зарегистрирован:
28 июн 2008, 20:47
Откуда: Красноярск

Сообщение » 10 дек 2009, 06:59

Воланд писал(а):Ага. Спасибо! 8-)
А грань... да как обычно - вопрос вкуса и уровня требовательности к тому, что делаешь...
Всегда пожалуйста. Я до слов не жадный :) Как говорится, если выкладываешь что-либо в Интернет, значит, даёшь согласие на всеобщее использование этого. :)

А вот по поводу грани: Ладно требование к себе… Но если рассматривать некую группу людей, условно назовём её "почитатели творчества, о, великого" или (в некоторых случаях) "случайный бедолага-читатель"... :))) Наверняка же есть такой предел, за которым подавляющее большинство этих самых читателей начинают слышать непристойности.

Медея писал(а):Любой из приведённых пунктов (даже 4) можно замечательно обыграть.
Специально обыграть-то можно. На то оно и специально (тем более, если с умом). :)
А вот «замечательные оговорки» не всегда могут быть уместны :)

Медея
Аватара пользователя
стихорентгенолог
не в сети
Сообщения: 847
Зарегистрирован:
27 апр 2007, 20:08
Откуда: Jerusalem
Контакты:

Сообщение » 10 дек 2009, 16:57

ОвеланаварпС писал(а):
Медея писал(а):Любой из приведённых пунктов (даже 4) можно замечательно обыграть.
Специально обыграть-то можно. На то оно и специально (тем более, если с умом). :)
А вот «замечательные оговорки» не всегда могут быть уместны :)
Эти оговорки уже тем уместны, что выдают отсутствие у автора то ли вкуса, то ли слуха. 8-) Не говоря уже, кстати, о намеренных, в отдельных случаях.
А вот что касается "облаков как лебеди"... Между прочим, очень интересный случай. Если весь стиш написан таким же дольником, как в процитированной строке, то никакой "созвучности" не будет. А если там на самом деле хорей - пиши пропало. Мало некрасивого сочетания, ещё и просто неряшливая строка выходит (даже если афффтар исправит на "Облака, что лебеди, по небу"). :devil

ОвеланаварпС
санитар
не в сети
Сообщения: 143
Зарегистрирован:
28 июн 2008, 20:47
Откуда: Красноярск

Сообщение » 11 дек 2009, 11:40

Медея писал(а):Если весь стиш написан таким же дольником, как в процитированной строке, то никакой "созвучности" не будет. А если там на самом деле хорей - пиши пропало.
Большая часть стиха написано таким дольником, по крайней мере катрен с этой строкой написан так полностью.

И, возможно, строка бы нормально читалась, будь она в середине стиха, где ритм уже устаканился, но она - заглавная... Стало быть, прочитать её можно каку годно. ):(

ОвеланаварпС
санитар
не в сети
Сообщения: 143
Зарегистрирован:
28 июн 2008, 20:47
Откуда: Красноярск

Сообщение » 11 дек 2009, 11:50

Ой, ещё одну красоту нашёл, эх, жалко я сам не догадался до подобного.

вот:
"Как Алиса в стране чудес"
...

Медея
Аватара пользователя
стихорентгенолог
не в сети
Сообщения: 847
Зарегистрирован:
27 апр 2007, 20:08
Откуда: Jerusalem
Контакты:

Сообщение » 12 дек 2009, 22:08

ОвеланаварпС писал(а):И, возможно, строка бы нормально читалась, будь она в середине стиха, где ритм уже устаканился, но она - заглавная... Стало быть, прочитать её можно каку годно. ):(
Да нет, заглавные строки, как правило, читаются "естественно" (то есть, в данном случае автоматически получаются "облакá", а не "óбла кáкак") - что получается, когда в свои права вступает "основной" ритм, - другой вопрос. Во всяком случае, если весь первый катрен укладывается в пресловутый дольник - это сглаживает шероховатости.

Ответить