Помогите советом!

Здесь можно получить консультацию по конкретной болячке. Размещайте отрывки стихотворений, которые вызывают у вас серьёзные сомнения. Помощь добровольцев приветствуется.

Модератор: критики

Автор
Сообщение
Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Помогите советом!

Сообщение » 04 окт 2011, 20:43

По пыльной дороге...

По пыльной дороге уныло плелась
Лошадка облезлая, рыжая масть.
Глаза воспалённо сочились слезой,
А зубы желтели за мягкой губой.

Хозяин ей в сене с утра отказал.
Чтоб вон убиралась, со злобой сказал.
Сама, мол, до бойни ближайшей дойдёшь.
Стара стала слишком, а нынче - падёж.

"И так я в расходы большие войду,
А тут ещё ты у меня на беду.
Ступай, а за службу спасибо тебе,
Меня не вини в своей горькой судьбе."

Лошадка устала идти в никуда,
Ей чудится рядом трава и вода -
За тем поворотом виднеется луг,
И слышится ржанье весёлых подруг.

Копытами старыми резво стучит,
Луг пышный, большой и прекрасный на вид:
Скорей бы дойти и чуть-чуть отдохнуть,
А там она снова отправится в путь...
..................................
Ей ласково гриву трепал ветерок,
Он ей выражал свои чувства как мог.
Цветов его руки туда нанесли -
Где мёртвая лошадь лежала в пыли.

Мне говорят, что эта фраза слишком реалистична, и рифма тут слабовата, выбивается из общего строя. Советуют заменить. По смыслу она мне кажется подходящей. Рифма не очень... ):( Что делать, посоветуйте. ):(
Последний раз редактировалось Юлия Барко 04 окт 2011, 21:54, всего редактировалось 1 раз.
Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Re: Мессир, помогите советом!

Сообщение » 04 окт 2011, 21:12

Юлия Барко писал(а):Мне говорят, что эта фраза слишком реалистична, и рифма тут слабовата, выбивается из общего строя. Советуют заменить. По смыслу она мне кажется подходящей. Рифма не очень... ):( Что делать, посоветуйте. ):(
Поскольку ученица моя, то можно и в мастер-классе...
Но, в принципе, с такими вопросами лучше здесь. Только без личного обращения к мессиру. Здесь бывает достаточно много толковых ребят, но они могут промолчать только из-за того, что Вы обратились к конкретному лицу, а не к ним.

С рифмой всё просто - она, действительно, слабая и слабостью своей выпадает из общего построения.
С излишком реалистичности у меня большие сомнения. Дело тут не в реалистичности.
У меня, во-первых, большие сомнения в том, что выделенная фраза соответствует нормам русского языка. Привычней как-то "из глаз сочились слёзы", а не "глаза сочились слезами". Просто проверьте это по справочникам, мне - лениво искать.
А во-вторых, деталь про воспаленные глаза - хорошая, но следующие желтизна зубов и мягкая губа... И что? Лошадь - не голливудская звезда, чтобы блистать белизной зубов. А мягкая губа... не знаю.... это что - показатель старости?..

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 04 окт 2011, 22:15

Не, я конечно, не против советов всех знающих людей с сайта, просто уже по привычке обращаюсь первому к вам :razz: . Название темы подправила. Посмотрела в справочнике и выражение "сочиться слезами" там есть.Значит, грамматически оправданно.
С зубами у меня сомнений не возникает. Смотрите, типичный портрет лошади - добродушный оскал с лошадиными зубками, очень симпатичный, располагающий к себе, между прочим.Лошадь - благородное, добродушное, терпеливое и преданное существо по натуре. От травы их зубы быстро желтеют, у старых животных всегда такие,что их не портит, наоборот, делает более трогательными, и губы у них мягкие, как бархатные, что чувствуется, когда она берёт с ладони хлеб. Прямо перед глазами она у меня стоит...одна такая рыжуха, помоложе, правда, мне жизнь спасла, по алтайским горам тащила, без неё я бы и не вернулась, так бы и сгинула.Эти штрихи, как мне кажется, хорошо обрисовывают психологический и словесный портрет старой, несчастной, но доброй и всепрощающей лошади.Пусть реалистично но -зримо.
Вот рифма,то есть её несовершенство, гнетёт немного.Слезой-губой...
Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 05 окт 2011, 11:57

Если грамматически оправдано, то третью строку лучше сохранить - это хорошая деталь. А вот четвертую я бы заменил. Не только из-за рифмы. Вам здесь нужны индивидуальные черты, присущие именно этой лошадке, а не всем лошадям вообще. Кстати, уточнение "рыжая масть" тоже не стреляет. Ни о чем. Но и картины не портит. Тут ведь вот какая фишка - описание должно идти по нарастающей:
- плетётся лошадка (описано действие)
- масть рыжая (общая характеристика персонажа)
- глаза воспаленные (уточняющая характеристика персонажа)
- ??? (что здесь должно стоять? правильно, уже нельзя возвращаться к общим характеристикам, картинка должна или сохраняться или, лучше, усиливаться)

По поводу рифм: обязательно избавьтесь от "отказал-сказал".

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 05 окт 2011, 13:33

Воланд писал(а):. Тут ведь вот какая фишка - описание должно идти по нарастающей:
- плетётся лошадка (описано действие)
- масть рыжая (общая характеристика персонажа)
- глаза воспаленные (уточняющая характеристика персонажа)
- ??? (что здесь должно стоять? правильно, уже нельзя возвращаться к общим характеристикам, картинка должна или сохраняться или, лучше, усиливаться)

По поводу рифм: обязательно избавьтесь от "отказал-сказал".
Всё так, полностью согласна.Можно изменить мягкую губу -общую лошадиную черту на рваную: хозяин бивал её, мужик жестокий, невыдержанный, мог порвать, или в работе повредила за долгую горемычную жизнь. Так и видится её понурая морда с приоткрытым ртом с торчащими зубками, старенькими жёлтыми лошадиными зубами. Может, простят здесь слабую рифму...

Рифма "отказал - сказал".А если так: Хозяин ей сена сегодня не дал,Чтоб вон убиралась, со злобой сказал"Дал - сказал... Но всё-таки, непонятно, ведь" отказал сказал" вроде из породы бедных рифм, которые одновременно являются богатыми.
):( :wallbash )
Юлия Барко

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 09 окт 2011, 23:18

Юлия Барко писал(а):
Воланд писал(а):. Тут ведь вот какая фишка - описание должно идти по нарастающей:
- плетётся лошадка (описано действие)
- масть рыжая (общая характеристика персонажа)
- глаза воспаленные (уточняющая характеристика персонажа)
- ??? (что здесь должно стоять? правильно, уже нельзя возвращаться к общим характеристикам, картинка должна или сохраняться или, лучше, усиливаться)

По поводу рифм: обязательно избавьтесь от "отказал-сказал".
Всё так, полностью согласна.Можно изменить мягкую губу -общую лошадиную черту на рваную: хозяин бивал её, мужик жестокий, невыдержанный, мог порвать, или в работе повредила за долгую горемычную жизнь. Так и видится её понурая морда с приоткрытым ртом с торчащими зубками, старенькими жёлтыми лошадиными зубами. Может, простят здесь слабую рифму...
В этом стихе - простят. Ибо на поэзию он не претендует.
Но я бы ещё поискал бы решение. В целом-то стих достаточно добротно сколочен, зачем оставлять технический провал в самом его начале?.. ):(

Юлия Барко писал(а):Рифма "отказал - сказал".А если так: Хозяин ей сена сегодня не дал,Чтоб вон убиралась, со злобой сказал"Дал - сказал... Но всё-таки, непонятно, ведь" отказал сказал" вроде из породы бедных рифм, которые одновременно являются богатыми.
):( :wallbash )

Действительно, непонятно... Вы ничего не путаете? Может это, наоборот, богатая рифма, которая является одновременно бедной?... :roll:

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 09 окт 2011, 23:48

Конечно, рифма слезой - губой торчит этакой маленькой, но докучливой занозой в начале стиха. Видимо, со ставшим мне уже почти родным образом понурой лошадиной морды с виднеющимися зубами придётся расстаться и поискать другой вариант.Вот сейчас пришло в голову: и шрам шёл по морде сплошной полосой .Как думаете, приемлимо?
И эта хитрая рифма отказал-сказал - чую в ней подвох, чую, правда не знаю, какой. С виду гладенькая , похожа на богатую, даром что глагольная. Но ,наверное, что-то в ней" неприличное для приличных стихов" имеется. Так, может всё-таки:Хозяин ей сена сегодня не дал,Чтоб вон убиралась, со злобой сказал.? :wallbash :wallbash :wallbash :-k
Юлия Барко

Медея
Аватара пользователя
стихорентгенолог
не в сети
Сообщения: 847
Зарегистрирован:
27 апр 2007, 20:08
Откуда: Jerusalem
Контакты:

Сообщение » 10 окт 2011, 01:11

Обе они "хороши"! Одна - тем, что опирается на одинаковые грамматические окончания (слова одной и той же части речи, в одной и той же форме), недаром и названа "грамматической" - бедненькая такая рифмочка. Но вторая не просто бедная, а убогая, ещё и лживая - прикидывается богатой, а на самом деле использует однокоренные слова ("ботинки-полуботинки"). Кстати, не путать с корневой рифмой - та просто боярыня, разнокоренные слова, разные части речи, рифмуются вплоть до корня; это - находки, алмазы, из которых гранятся бриллианты...

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 10 окт 2011, 01:28

Ай, мама родная! Пока мне не по зубам гранить алмазы. Из этих двух бы выбрать ту , что чуток получше. Тогда вторая совсем не катит. Лучше уж просто бедную. OOO :(((
Юлия Барко

Медея
Аватара пользователя
стихорентгенолог
не в сети
Сообщения: 847
Зарегистрирован:
27 апр 2007, 20:08
Откуда: Jerusalem
Контакты:

Сообщение » 11 окт 2011, 13:53

"Просто бедная" из этих двух - тоже плоха. Произнесите вслух: "Дал-сказал". Совсем непохоже звучит, правда? И вот тут введём понятие "опорного звука" - то есть, того, который стоит перед этим самым "рифмующимся окончанием" (оно, кстати, по-научному называется "клаузула" - то есть, всё окончание строки, начиная с последнего ударного звука). Опорный звук очень важен для хорошей рифмы. (И вообще, чем "глубже", то есть, ближе к концу строки распространяется сходное звучание, тем рифма богаче. Как у Мандельштама:
Слышен свист и вой локомобилей.
Дверь лингвиста войлоком обили...)
И полбеды, когда опорного звука, как такового, просто нет, - но очень плохо, когда есть "антиопорный" звук. Как здесь: д-з, звуки практически враждебные друг другу. Они портят рифму, которая иначе была бы просто "бедной".

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 11 окт 2011, 14:48

8-) Звуки д - з действительно плохо сочетаются, по звучанию они разнородные. Тогда надо искать такие, которые будут ближе по звучанию.Например,мне кажется, что эти пары звуков более родные друг другу, хотя, может, и нет по правилам стихосложения:
...сегодня не дал,
.со злобой вскричал.

Или:...в сене с утра отказал,
... со злобой вскричал . :))
Юлия Барко

Юлия Барко
санитар
не в сети
Сообщения: 85
Зарегистрирован:
27 май 2011, 14:40

Сообщение » 03 дек 2011, 00:09

Ничего он не вскричал, ни отказал. Вот лучший вариант стихотворения, убеждена:

По пыльной дороге уныло плелась
Лошадка облезлая, рыжая масть.
Глаза воспалённо сочились слезой,
А шрам шёл по морде сплошной полосой.

Хозяин ей сена сегодня не дал.
Чтоб вон убиралась, он плётку достал.
Сама, мол, до бойни ближайшей дойдёшь.
Стара стала слишком, а нынче - падёж.

"И так я в расходы большие войду,
А тут ещё ты у меня на беду.
Ступай, а за службу спасибо тебе,
Меня не вини в своей горькой судьбе."

Коняга устала идти в никуда,
Ей чудится рядом трава и вода -
За тем поворотом виднеется луг,
И слышится ржанье весёлых подруг.

Копытами старыми резво стучит,
Луг пышный, большой и прекрасный на вид:
Скорей бы дойти и чуть-чуть отдохнуть,
А там она снова отправится в путь...

Ей ласково гриву трепал ветерок,
Он ей выражал свои чувства как мог.
Цветов его струи туда нанесли -
Где мёртвая лошадь лежала в пыли.

И всё. :write:
Юлия Барко

Ответить