Учебник стихосложения

ссылки на учебники, статьи и проч., а также их обсуждение

Модератор: критики

Автор
Сообщение
Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Учебник стихосложения

Сообщение » 13 фев 2007, 12:48

Очень коротко и доступно. Хорошо и для первого знакомства и для того, чтобы освежить в памяти. Сам я вот вечно путаюсь в терминах. :(
http://www.stihi.ru/uchebnik/

хроник
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 388
Зарегистрирован:
30 янв 2007, 18:32
Откуда: Дровишки? Из лесу, вестимо!

Re: Учебник стихосложения

Сообщение » 14 фев 2007, 16:54

Воланд писал(а):Сам я вот вечно путаюсь в терминах. :(
Скажите, а Вы не прибегаете к формальному анализу своих/чужих стихов? Не задаетесь вопросом, сколько в них букв? сколько гласных и согласных? каково отношение их количеств? Какова средняя длина слога, слова, строки? Каковы метр, размер и рифма? Что рифмуется? Куда приходится золотая середина? Ну и т.д.

Алиса наверняка спросила бы (с маленькой буквы): а зачем? А Вы что ответите?

Алиса Деева
Аватара пользователя
стихоэпидемиолог
не в сети
Сообщения: 2505
Зарегистрирован:
19 янв 2007, 22:00
Контакты:

Сообщение » 14 фев 2007, 18:09

а можно я заместо князя тьмы отвечу (с маленькой букаы). мне кажется, ему такой фигнёй (ну большей частью того, что Вы перечислили) некогда заниматься и даже овечать на глупые вопросы, наверно, некогда :roll:

хроник
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 388
Зарегистрирован:
30 янв 2007, 18:32
Откуда: Дровишки? Из лесу, вестимо!

Сообщение » 14 фев 2007, 18:23

А я думаю, что как раз ответит, если уж он взялся модерировать форум и к нему обратились персонально...

Алиса Деева
Аватара пользователя
стихоэпидемиолог
не в сети
Сообщения: 2505
Зарегистрирован:
19 янв 2007, 22:00
Контакты:

Сообщение » 14 фев 2007, 18:28

я же и не сказала, что не ответит. :)

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Re: Учебник стихосложения

Сообщение » 14 фев 2007, 23:37

хроник писал(а):
Воланд писал(а):Сам я вот вечно путаюсь в терминах. :(
Скажите, а Вы не прибегаете к формальному анализу своих/чужих стихов? Не задаетесь вопросом, сколько в них букв? сколько гласных и согласных? каково отношение их количеств? Какова средняя длина слога, слова, строки? Каковы метр, размер и рифма? Что рифмуется? Куда приходится золотая середина? Ну и т.д.

Алиса наверняка спросила бы (с маленькой буквы): а зачем? А Вы что ответите?
Не прибегаем. Хотя пара вещей меня бы заинтересовала. Одна из тех, что вы упомянули. Соотношение гласных и согласных. Почему одни стихи "певучи", а другие нет. И второе, неупомянутое - словарный запас автора.

хроник
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 388
Зарегистрирован:
30 янв 2007, 18:32
Откуда: Дровишки? Из лесу, вестимо!

Сообщение » 15 фев 2007, 19:12

Современная русская азбука содержит 33 буквы, из которых 10 гласные и 20 согласные; плюс 3 сомнительные буквы: й, ъ и ь, которые мы поделим пропорционально: й условно отнесем к гласным, а ъ и ь - к согласным. Итого, 11 гласных и 22 согласных, отношение в точности 1 к 2. Однако на письме их отношение "в среднем по русскому языку" другое - не 1 к 2, а 3 к 4, причем довольно точно. Рассмотрим специально подобранный пример, Пушкин:

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

Здесь 27 гласных и 36 согласных, отношение в точности 3 к 4.

Возьмем теперь есенинские строчки, которые уже критиковались в одной из веток:

И течет заря над полем
С горла неба перерезанного.

Здесь 18 гласных и 23 согласных, и до отношения 3 к 4 не хватает ровно одной согласной. Т.е. гласных чуточку больше, чем должно быть в среднем. Почему? Думаю, это сделано как раз для "певучести", характерной для Есенина. Если же мы посчитаем, что эта певучесть здесь неуместна, то какую согласную следует добавить, чтобы получить желательные (но не обязательные!) 3/4. Ну... скажем, можно заменить "заря" на "закат", что было бы даже логичнее, поскольку речь идет как бы о ранении и смерти. И тогда получим 18/24 = 3/4 в точности. Вот и польза выйдет от, казалось бы, формального анализа...

На самом деле с этими "1 к 2" и "3 к 4" связана довольно красивая универсальная модель. Вы даже представить себе не можете, в каких неожиданных местах она работает!
Последний раз редактировалось хроник 15 фев 2007, 19:30, всего редактировалось 1 раз.

Алиса Деева
Аватара пользователя
стихоэпидемиолог
не в сети
Сообщения: 2505
Зарегистрирован:
19 янв 2007, 22:00
Контакты:

Сообщение » 15 фев 2007, 19:27

даже стихи писать и то меньшая глупость :)
а "и" краткую Вы зря отнесли к гласным. слога она не образует. да и официально фонетикой относится к согласным. не думаю, чтобы и фоника её к гласным относила. хотя, конечно, особенности у неё есть. скажем, она нежелательна на стыке с обычной "и" (но надо конкретно смотреть). твёрдый и мягкий знаки не являются ни гласными, ни согласными.
Последний раз редактировалось Алиса Деева 15 фев 2007, 19:29, всего редактировалось 1 раз.

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 15 фев 2007, 19:28

Боюсь, вы меня недооцениваете и даже сами не представляете сколько я могу вам привести примеров, где это работает.
Но мне интереснее "золотое сечение", нежели такие "очевидные" соотношения как 1/2, 2/3. 3/4, ...

хроник
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 388
Зарегистрирован:
30 янв 2007, 18:32
Откуда: Дровишки? Из лесу, вестимо!

Сообщение » 15 фев 2007, 19:37

О, тут Вы в точку попали: в "золотой пропорции" я крупнейший специалист! :D Кстати, 1/2 и 3/4 - это приближения, ее локализующие, слева и справа.

И Алисе я знаю что ответить. Завтра.

Алиса Деева
Аватара пользователя
стихоэпидемиолог
не в сети
Сообщения: 2505
Зарегистрирован:
19 янв 2007, 22:00
Контакты:

Сообщение » 15 фев 2007, 20:16

хроник писал(а):О, тут Вы в точку попали: в "золотой пропорции" я крупнейший специалист! :D Кстати, 1/2 и 3/4 - это приближения, ее локализующие, слева и справа.

И Алисе я знаю что ответить. Завтра.
ну-ну. :) а вообще, если всерьёз собираетесь заниматься такого рода исследованиями, то обратите внимание на то, что некоторые буквы образуют два звука сразу (иотированные гласные), а некоторые не образуют вовсе (мягкий и твёрдый знаки). если уже считать, то надо считать звуки, а не буквы, т.к. Вас интересует звуковая гармония, а не визуальная.

хроник
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 388
Зарегистрирован:
30 янв 2007, 18:32
Откуда: Дровишки? Из лесу, вестимо!

Сообщение » 16 фев 2007, 16:18

Алиса Деева писал(а):если уже считать, то надо считать звуки, а не буквы, т.к. Вас интересует звуковая гармония, а не визуальная.
Нет, звуки считать очень сложно. С буквами хотя бы разобраться... Опять же мне важно разбить буквы на два класса так, чтобы в азбуке их отношение было 1 к 2, а на письме - 3 к 4. Уже эта простая модель оказывается достаточно универсальной, если буквы понимать абстрактно. Неплохо, конечно, что эти классы практически совпадают с гласными и согласными, и это сильно помогает, но я мог бы обозначить их и попросту А и Б. Главное не звук, а то, что согласные ценнее, информативнее гласных, нужно только суметь эту важность проследить... И примеры у меня есть подходящие, надеюсь привести их в соответствующем месте дискуссии.

хроник
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 388
Зарегистрирован:
30 янв 2007, 18:32
Откуда: Дровишки? Из лесу, вестимо!

Сообщение » 16 фев 2007, 16:26

Воланд писал(а):Боюсь, вы меня недооцениваете и даже сами не представляете сколько я могу вам привести примеров, где это работает.
Но мне интереснее "золотое сечение", нежели такие "очевидные" соотношения как 1/2, 2/3. 3/4, ...
С огромным интересом посмотрел бы на Ваши примеры. Приведите один для пробы. А уж я постараюсь, чтобы и Вам от этого польза вышла. И про золотую пропорцию спросите у меня что-нибудь поконкретнее. Можете и про серебряную, и про бронзовую.

хроник
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 388
Зарегистрирован:
30 янв 2007, 18:32
Откуда: Дровишки? Из лесу, вестимо!

Re: Учебник стихосложения

Сообщение » 01 мар 2007, 15:04

Воланд писал(а):Сам я вот вечно путаюсь в терминах. :(
Это не смертельно. Что-то человек знает лучше, что-то - хуже. Смертельно то, что о некоторых вещах, владеть которыми поэт просто обязан, он и ведать не ведает. Летально.

Буссмертному гению это нестрашно, конечно. :evil:

хроник
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 388
Зарегистрирован:
30 янв 2007, 18:32
Откуда: Дровишки? Из лесу, вестимо!

Марковские цепи

Сообщение » 05 мар 2007, 15:26

Все вчерашнее воскресенье я потратил на то, чтобы приложить идею марковской цепи к текстовому анализу. Ничего путного у меня не вышло. Единственный неожиданный для меня факт, хотя и, наверное, математически тривиальный, который я установил экспериментально, - такой.

Рассмотрим произвольный текст, состоящий из гласных и согласных букв, все равно каких; будем считать, что самая последняя его буква предшествует самой первой его букве. Пусть

Рг - доля гласных среди букв,
Рс - доля согласных среди букв,
Ргг - доля предшествующих гласным среди гласных
(вероятность гласной следовать за гласной),
Ргс - доля предшествующих согласным среди гласных
(вероятность согласной следовать за гласной),
Рсг - доля предшествующих гласным среди согласных
(вероятность гласной следовать за согласной),
Рсс - доля предшествующих согласным среди согласных
(вероятность согласной следовать за согласной).

Тогда, оказывается, Р. = Р.*Р.. (другими словами, Р. есть собственная вектор-строка матрицы Р..), откуда

Рг/Рс = (1 - Рсс)/(1 - Ргг) = Рсг/Ргс.

Такой вот результат получился.

Например, для текста всего из одного слова "Пушкин" имеем Рг = 1/3, Рс = 2/3, Ргг = 0, Ргс = 1, Рсг = 1/2 и Рсс = 1/2. Сам Марков, если верить Успенскому, взял первые 20 000 букв (1-ю главу и 16 строф 2-й) романа Евгений Онегин и подсчитал, что Рг = 0.432, Рс = 0.568, Ргс = 0.872 и Рсг = 0.663, поэтому, как и должно быть,

0.432/0.568 = 0.663/0.872 = 0.76.

Что Марков делал с этим, я не знаю. Что дальше?

Ответить