Перлы участников литлечебницы

ссылки на учебники, статьи и проч., а также их обсуждение

Модератор: критики

Ответить
Автор
Сообщение
Прозектор
Аватара пользователя
стихопсихопатологоанатом-паразитолог
не в сети
Сообщения: 1260
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 01:02

Перлы участников литлечебницы

Сообщение » 02 окт 2007, 00:57

Шмель
санитар


Зарегистрирован: 22.02.2007


Заголовок сообщения:


Индивидуальный курс стихогимнастики

Для гимнастики нам понадобятся: доступ в интернет к любой поисковой системе (яндекс, рамблер, гугль - по вкусу), а также толковый словарь русского языка (можно электронный из того же интернета).


1. Пишем не просто так.
Пишем любой стишок, состоящий из двух, повторяю, ДВУХ строк. Формулируем написанное в прозе (разговорным языком, чтобы сильно людей не пугать), идём и рассказываем нашу прозу жене (маме/папе/другу/соседу). Если нам отвечают "и чё?" или "тоже мне, новость", то садимся и переписываем. Если же нам наконец ответили "правда?" или "откуда ты знаешь?", то оставляем, как есть и переходим к следующему упражнению. Пример: "осенью листья желтеют" или "еда в холодильнике" - плохие варианты, т.к. всякий душевно здоровый человек это знает, зато "вон те пожелтевшие листья похожи на наш сервиз" или "в магазине кончилась колбаса" вполне подходят, потому что несут в себе НОВУЮ информацию.

2. Учимся чувствовать размер.
Нет-нет, никаких ноликов и единичек, и толстые книжки читать не надо. Просто вспоминаем песни и поём. Песен много - на каждый размер хватит. Ямб? Пожалуйста - "А ну ка песню нам пропой, веселый ветер". Хорей? Нет проблем - "Слышу голос из прекрасного далёка". И т.д. Находим близкую к нашему стишку мелодию и поём. Если где-то возникает желание растянуть гласную, значит слогов не доложили. Если возникает желание спеть побыстрее, значит слогов переложили. Если же где-то ударение падает не туда, значит... хм, значит ударение падает не туда. Собственно упражнение: переделываем стих, пока он не начнёт петься гладко.

3. Учимся интересно рифмовать.
Для этого нам понадобится словарь - открываем его на произвольной странице и, закрыв глаза, тыкаем пальцем в первое попавшееся слово. Придумываем к этому слову пять рифм. Переписываем наш стишок так, чтобы на концах строк были выбранное слово и пятая найденная рифма (можно написать новый стих, но тогда придётся повторить упражнения 1 и 2).

4. Не забываем про композицию.
Меняем местами первую и вторую строки в нашем стихе. Если смысл не исказился, то переписываем так, чтобы первая строка могла быть только первой, а вторая - только второй. При перестановке строк местами смысл ДОЛЖЕН искажаться. Переписали? Теперь в стишке есть, как минимум, начало и концовка.

5. Избавляемся от лишних слов.
Нам опять понадобится словарь - придётся попотеть. Открываем толкование каждого слова (кроме предлогов и союзов) и вписываем его (толкование) вместо самого слова. Например, вместо "бегу по траве" пишем "двигаюсь быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног, по зелёному покрову земли, состоящему из растений", а вместо "стремительно мчусь" пишем "очень быстро очень быстро бегу". Во втором случае не опечатка, а те самые лишние слова, которые нужно убрать или заменить - это поможет стиху стать более ёмким. Переделываем стих, пока не исчезнут одинаковые понятия в толковании соседних слов. Кстати, помните, что пункты 1-4 никто не отменял - стишок должен содержать новую информацию, легко петься, рифмоваться не самыми расхожими рифмами и иметь некую структуру.

6. Учимся чувствовать стиль.
Опять берём словарь. Находим каждое слово (без союзов и предлогов, ессно) и смотрим, нет ли рядом с ним чего-нибудь в скобках, например, (разг.) или (книжн). Если есть, то выписываем все и переделываем стишок, пока все имеющиеся скобки не будут содержать одно и то же слово.

7. И последнее упражнение - избавляемся от штампов.
Теперь обратимся к поисковой системе. Берем каждую пару слов из нашего стишка (исключая всё те же предлоги и союзы) и загоняем в поисковик. Если первые пять найденных ссылок - стихи, то переписываем эту пару. Мучаемся, пока поисковик не сжалится и не перестанет находить всяких Пушкиных-Есениных.

И напоследок, как в любой гимнастике, не нужно надрываться, пытаясь сразу же одолеть весь комплекс. Если что-то не получается, то подходить надо постепенно: не придумывается пять рифм - придумать три, потом получится лучше.

Приведённые пункты, конечно, не рецепт и не панацея (а детский сад), но помудрив над двумя строчками, Вы скорее всего начнёте со временем мудрить и над всеми остальными.

В результате на пути Вашего потока вдохновения должен возникнуть своеобразный фильтр, который не будет пропускать стилистический разнобой, неадекватные рифмы, банальности и т.д. и т.п. Создание такого фильтра - дело не одного года, в результате Вы, ВОЗМОЖНО, научитесь писать.

НО, после этого ещё надо будет научиться СОЧИНЯТЬ, т.к. поэт должен не только владеть техникой, но и чем-то помимо неё. Если Вам нечего сказать, то никакая техника не поможет. Удачи.
_________________
Читатель читает то, что Вы написали, а не то, что Вы хотели написать.
Бред - симптом психического расстройства, проявляющийся в ложных суждениях, умозаключениях, которые имеют лишь субъективное обоснование и НЕ ПОДДАЮТСЯ КОРРЕКЦИИ.

Леонид Ольгин
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 210
Зарегистрирован:
19 фев 2007, 15:29

Сообщение » 02 окт 2007, 01:22

Я бы эту "школку" каждому графоману на лоб наклеил. :thumbsup:

chajka
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 1268
Зарегистрирован:
11 авг 2007, 02:49
Откуда: Israel
Контакты:

Сообщение » 02 окт 2007, 01:26

Я расцениваю это как разрешение утащить к себе в "Школу юных графоманов". ;)
Как раз по назначению. Гы гы... :))) :))) :)))

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 02 окт 2007, 06:22

chajka писал(а):Я расцениваю это как разрешение утащить к себе в "Школу юных графоманов". ;)
Как раз по назначению. Гы гы... :))) :))) :)))
Разрешение все же надо бы спросить у автора. Мы не спрашивали разрешения только потому, как размещено было у нас же здесь и мы лишь скопировали из одного места форума в другое.

В "Школу юных графоманов"? Это не здесь ли?
http://www.neogranka.com/forum/showthread.php?t=2542
[мучительно соображает, какой ресурс ему сильно напоминает эта самая Неогранка...]

Прозектор
Аватара пользователя
стихопсихопатологоанатом-паразитолог
не в сети
Сообщения: 1260
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 01:02

Сообщение » 03 окт 2007, 01:13

Воланд писал(а):
chajka писал(а):Я расцениваю это как разрешение утащить к себе в "Школу юных графоманов". ;)
Как раз по назначению. Гы гы... :))) :))) :)))
Разрешение все же надо бы спросить у автора. Мы не спрашивали разрешения только потому, как размещено было у нас же здесь и мы лишь скопировали из одного места форума в другое.

В "Школу юных графоманов"? Это не здесь ли?
http://www.neogranka.com/forum/showthread.php?t=2542
[мучительно соображает, какой ресурс ему сильно напоминает эта самая Неогранка...]
Мне тоже, к сожалению. И по датам рождения-прям наш сын. Если не сказать резче ):(
Бред - симптом психического расстройства, проявляющийся в ложных суждениях, умозаключениях, которые имеют лишь субъективное обоснование и НЕ ПОДДАЮТСЯ КОРРЕКЦИИ.

Медея
Аватара пользователя
стихорентгенолог
не в сети
Сообщения: 847
Зарегистрирован:
27 апр 2007, 20:08
Откуда: Jerusalem
Контакты:

Сообщение » 03 окт 2007, 01:31

Прозектор писал(а):
Воланд писал(а):
chajka писал(а):Я расцениваю это как разрешение утащить к себе в "Школу юных графоманов". ;)
Как раз по назначению. Гы гы... :))) :))) :)))
Разрешение все же надо бы спросить у автора. Мы не спрашивали разрешения только потому, как размещено было у нас же здесь и мы лишь скопировали из одного места форума в другое.

В "Школу юных графоманов"? Это не здесь ли?
http://www.neogranka.com/forum/showthread.php?t=2542
[мучительно соображает, какой ресурс ему сильно напоминает эта самая Неогранка...]
Мне тоже, к сожалению. И по датам рождения-прям наш сын. Если не сказать резче ):(
Нет-нет, не надо резче! Я там в одном из постов видела фразу, что это обновлённый форум, восстановленный - была уже несколько лет назад такая вот Неогранка, санаторившая таких же больных на всю голову творческих личностей...
8-)

Воланд
Аватара пользователя
врач-идиотолог
не в сети
Сообщения: 5249
Зарегистрирован:
07 янв 2007, 00:13
Контакты:

Сообщение » 03 окт 2007, 07:22

Медея писал(а):
Прозектор писал(а):
Воланд писал(а): Разрешение все же надо бы спросить у автора. Мы не спрашивали разрешения только потому, как размещено было у нас же здесь и мы лишь скопировали из одного места форума в другое.

В "Школу юных графоманов"? Это не здесь ли?
http://www.neogranka.com/forum/showthread.php?t=2542
[мучительно соображает, какой ресурс ему сильно напоминает эта самая Неогранка...]
Мне тоже, к сожалению. И по датам рождения-прям наш сын. Если не сказать резче ):(
Нет-нет, не надо резче! Я там в одном из постов видела фразу, что это обновлённый форум, восстановленный - была уже несколько лет назад такая вот Неогранка, санаторившая таких же больных на всю голову творческих личностей...
8-)
Ну, если ты говоришь "не надо", то не будем. :)

Ниагара
Аватара пользователя
санитар
не в сети
Сообщения: 1070
Зарегистрирован:
21 апр 2007, 12:00
Откуда: "все мы пришли из детства..."

Сообщение » 03 окт 2007, 15:15

Замечательные идеи вообще имеют обыкновение витать в воздухе.
Поэтому многие додумываются до аналогичных вещей совершенно самостоятельно,
отдельно друг от друга. А поскольку всем давно известно, что стихоплёт - это диагноз... ;) :)))
_____________________________________
Из разговора двух хирургов:
- Ну как?
- С наркозом скучно…

Ответить